среда, 1 декабря 2010 г.

Два различных взгляда на одну и ту же реальность


Если серьезно и бесстрастно вдуматься, на поверку оказывается, что ни малейшей необходимости в создании и всяческом благоустройстве комфорта своего мира вовсе нет – всё уже давным-давно создано! (Причем, обратите внимание - без малейшего участия самого человека и… И для его же собственного блага!)

Сражаться за место под солнцем, используя «Закон джунглей», преодолевать и побеждать трудности, расчищать путь, отчаянно работая локтями, сражаться, достигать и добиваться, и… прочее, прочее, прочее в том же ключе – как ни странно всё это на первый взгляд! – наименее эффективные способы.


Никто никому никогда не запрещал и не запрещает просто ВЫБИРАТЬ для себя тот мир, в котором ему хотелось бы жить. (Буквально – как товар в магазине или как заказ по каталогу!) 

К интерпретации судьбы у человечества имеются в арсенале разные подходы:
- предопределенность, - «от судьбы никуда не уйдёшь», «что на роду написано, то и будет», - иными словами фатальная неизбежность довлеющего рока;

- борьба, - «человек сам кузнец своего счастья», за которое, как известно, нужно бороться, - (помните, «бороться и искать, найти и..» и перепрятать!)

Первая концепция диктует роль смирения, вторая – воинственности.

Предопределенность с одной стороны угнетает своей безысходностью, но с другой – снимает всякую ответственность с самого человека, что для многих вполне надежно и – главное! - весьма удобно. А для категории несогласных имеется рецепт радости достижений (разумеется, умалчивая о том, что последняя – то бишь радость! - слегка сомнительного характера, потому как вымучено приобретенная, а не радость данности).

Постоянно бороться с миром, добиваясь своего, – из разряда тягостной необходимости. А если мир все-таки не поддается? Следовательно, необходимо бороться с собой.


Путем нехитрой логики вытекает следующее: Если не заладилось родиться богатым, красивым, умным и счастливым, удел – либо смиренно нести (читай – волочить!) свой крест, либо – всю свою сознательную жизнь посвятить борьбе под немеркнущими знаменами «За светлое будущее!». И, в конце концов, опираясь на здравый смысл, жизненный опыт, рациональное мышление и жесткий реализм, как-то всё же, мягко говоря, ну не особо лежит душа радоваться такой жизни. Ну не особо!

Альтернатива? Свет в конце туннеля? Выход?

– Да, на самой поверхности! (Помните, «А ларчик просто открывался!» - ?!)  И выход настолько прост, насколько и приятен.

Имеет место быть новый взгляд на старый мир, при котором концепция судьбы базируется на принципиально иной модели и лежит совершенно в другой плоскости.

Как концепция предрешенности, так и концепция борьбы основаны - всего лишь! - на определенных видах мировоззрения, каждый из которых, в свою очередь, основан на некоторых, мягко говоря, слабо доказуемых постулатах.
Например:
Материализм основан на утверждении: материя первична, сознание - вторично. Идеализм утверждает всё с точностью до наоборот.
Обратите внимание! - Ни то, ни другое утверждение в принципе не доказуемо.

Однако на их основании строятся – ни много, ни мало! – целые модели мира. Причем, каждая из них весьма убедительна, и реализуется в целой армии рьяных приверженцев и преданных защитников.

Применительно к науке, религии, и также философии оба этих направления как правы, так и не-. Каждое по-своему!
В своем понимании, своем видении, с позиции своей отправной точки зрения: идеализм утверждает, что мир – своего рода иллюзия, материалисты утверждают прямо противоположное. - Но разве мир кому-то из них протестует?
Возьмите креационизм (теорию Сотворения) и теорию эволюции Чарльза Дарвина.
- Не два ли взгляда на одну и ту же реальность? Не тот же принцип дуализма?!
А приверженцев с избытком по обе стороны баррикад.
Следовательно, обе теории имеют право быть.
И, заметьте, быть, то есть существовать… од-но-вре-мен-но - !
Выражаясь проще – они со-существуют. В одной и той же объективной реальности.
Мир проявляет себя в бесконечном многообразии, где для каждого находится всё, как говорится, «что только душе угодно».
И если бы только материалисты и идеалисты, дарвинисты и креационисты!
Это же всего лишь обостренно крайние проявления взглядов. А еще сколько, так сказать, промежуточных течений:
- Монизм
- Дуализм
- Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение)
- Функционализм
- Теория тождества
- Марксизм
- Социал-дарвинизм
- Субъективизм
- Светский гуманизм
- …

2 комментария: